Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск





Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

          При создании предметно-развивающей среды в нашем дошкольном учреждении педагоги руководствуются следующими принципами:

- ПРС должна быть многофункциональна, т.е. должна открывать детям множество возможностей.

- ПРС должна быть трансформируема, т.е. иметь возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

- ПРС должна иметь вариативность, т.е. давать возможность самим педагогам-практикам ее разрабатывать.

При создании предметно-развивающей среды в группах  учитывается полоролевая специфика, и среда обеспечивается, как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.

Предметно-развивающая среда  подбирается также с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования  выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования  осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности, а также с целью активизации двигательной активности ребенка). Основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции (куклы крупные, куклы средние, звери, птицы объемные и плоскостные, разные предметы для ряженья, наборы масок, наборы овощей и фруктов, медицинские принадлежности, наборы кухонной и чайной посуды, автомобили, телефоны, бинокли, кукольные домики, ящики с мелкими предметами-заместителями). Материал для игры с правилами включает материал для игр на физическую компенсацию, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственную компенсацию. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включают оборудование общего назначения.

Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для конструирования включают строительный материал, детали конструкторов, бумаги разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, доска для размещения работ по лепке и другое) является обязательным и используется при реализации основной общеобразовательной программы. Материалы для познавательно-исследовательской деятельности должны включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии (вкладыши-формы, объекты для сериации, объемные головоломки, мозаики разных форм и цвета т.д.), образно-символический материал (наборы парных картинок, разрезные (складные) кубики с предметными картинками, наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки, графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр) и нормативно-знаковый материал (наборы карточек с изображением количества предметов, наборы карточек-цифр, кассы настольные, разрезные азбуки и кассы цифр и т.д.). Материалы и оборудование для двигательной активности включают следующие типы оборудования: для ходьбы, бега и равновесия, для прыжков, для катания, бросания и ловли, для ползания и лазания, для общеразвивающих упражнений.

При создании предметно-развивающей среды педагоги руководствуются принципом информативности, предусматривающим разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

При проектировании предметно-развивающей среды учитываются следующие факторы:

- дети всячески ограждаются от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным, роли которых используют играющие партнеры (сверстник или взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и т.д.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста;

- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ростовозрастных характеристик параметрам предметно-развивающей среды. Мебель находится в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

- психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно-развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

- психофизиологические факторы,которые обусловливают соответствие объектов предметно-развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-развивающей среды учитываются контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметно-развивающей среды.

- учитывается освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света учитываются следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света.

- совокупность звучания звукопроводящих игрушек.

- материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды, не вызывюат отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

Наполняемость предметно-развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса.